Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. +7 (351) 202-03-62 |
Юридическая помощь работодателю
Вы управляете бизнесом, мы возьмем ответственность за ваши кадры на себя!
Осторожно: электронный инспектор!
В последние дни весь интернет пестрит заголовками «Открыт сервис для жалоб на работодателя!», «Электронный инспектор Вам поможет!», «Ваш друг – электронный инспектор» и т.д. Что же такое «электронный инспектор» и кому он помощник и друг? Электронный инспектор – это специальный он-лайн сервис на официальном сайте Государственной инспекции труда (далее – ГИТ), предназначенный для предупреждения нарушений в сфере трудового законодательства. Задачей введения данного проекта является плавный переход от проверок и санкций по поводу нарушений трудового законодательства к профилактике таких нарушений, к грамотному поведению работодателей и работников и предупреждению конфликтов. На практике это означает следующее. Электронный инспектор состоит из двух основных блоков: для работника и для работодателя. Во-первых, с его помощью каждый обиженный работник сможет обратиться в ГИТ с жалобой на нарушение его трудовых прав. Причем сделать это он может и анонимно. Другое дело, что при отсутствии фамилии, а также доказательств трудоустройства данного гражданина в организации, на которую он жалуется, у инспекторов ГИТ фактически нет возможности инициировать проверку по факту жалобы, так как в данной ситуации неприменимо требование статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации (за исключением фактов неправильного расследования несчастных случаев на производстве, или их сокрытия). Тем не менее, не рекомендую работодателям при этом «расслабляться». По информации от специалистов ГИТ, все поступающие жалобы будут учтены и проанализированы, и в случае невозможности проведения внеплановой проверки, организации, указанные в анонимных жалобах, будут вноситься в план проверок на следующий год с целью выявления и пресечения нарушений со стороны работодателей. В любом случае жалующимся предлагают не скрывать свои реальные имена. Предполагается, что данные о заявителе будут засекречиваться, чтобы в дальнейшем при поступлении на новую работу у этих граждан не возникало проблем с трудоустройством. Причем по жалобе обратившегося работника ему будет направлен официальный персональный ответ. Во-вторых, ГИТ планируется разработка порядка 20 жизненных ситуаций, по каждой из которых понятным языком будет прописан алгоритм действий, согласно которым работник будет четко понимать и осознавать свои права. Как ему следует поступить в той или иной жизненной ситуации, будь то незаконное увольнение, либо вопросы, связанные с невыплатой или недовыплатой заработной платы и т.д. Ознакомившись с интересующим его порядком действий, работнику будет понятнее, нарушены ли его права, или нет. В том числе здесь же будут прописаны меры, которые должен предпринять работник для защиты своих прав. Так что, если ситуация, с которой столкнулся работник, будет более-менее стандартной, решить проблему станет возможным лишь с помощью изучения тезисов электронного инспектора. В особо сложных случаях на связь с заявителем выйдет конкретный инспектор ГИТ и в режиме он-лайн посоветует, что делать. Для работодателя сервис будет полезен тем, что позволит ему заранее подготовиться к проверкам ГИТ: на сайте можно будет задать интересующие вопросы по соблюдению требований трудового законодательства, а также с помощью электронного инспектора понять, что и как следует сделать для того, чтобы были обеспечены условия труда работников. Ведь считается, что зачастую работодатели нарушают трудовое законодательство по незнанию, а не по злой воле. И на самом деле, на практике действительно было так: в сложной ситуации работодатель, не зная, как поступить правильно, обращается с письменным запросом в ГИТ и … получает такой ответ (цитирую): «Государственная инспекция труда … области не наделена правом давать официальные разъяснения законодательства. Прокомментировать алгоритм предполагаемых мероприятий Гострудинспекция не правомочна». Как поступить в данной ситуации? Работодателю приходилось рассчитывать только на свои силы либо привлекать независимых юристов, адвокатов по трудовому праву и т.д. Сейчас же появилась надежда, что в ближайшее время любые возникающие вопросы работодатели смогут решать в оперативном режиме и непосредственно с помощью Электронного инспектора. Вооружившись различными предлагаемыми он-лайн сервисом инструментами в решении кадровых и трудовых вопросов, работодатель сможет не только подготовиться к возможной встрече с инспектором ГИТ, но также понять, что ему необходимо сделать и как этого добиться для того, чтобы были обеспечены условия труда, соответствующие требованиям законодательства. Еще одним нововведением помимо так называемого «предпроверочного» сервиса станет создание на сайте «Личного кабинета», с помощью которого работодатель всегда сможет контролировать ход мероприятий по контролю (надзору). Собственно, работник-жалобщик тоже получит возможность отслеживать, на какой стадии сейчас идет рассмотрение и решение его проблемы. На практике сложности, безусловно, возникнут: ведь на каждую поступившую жалобу-обращение «живым» инспекторам ГИТ нужно будет среагировать, разобраться, есть ли действительно нарушения в сфере трудового законодательства, либо жалоба – это результат эмоционального всплеска у работника.. А инспектору ГИТ все это придется «разгребать»... Вот уж не позавидуешь! Жалобы ведь пойдут обо всем! Начиная с задержек по заработной плате, невыплаты сверхурочных, отсутствия графиков сменности и отпусков и заканчивая неблагоприятным микроклиматом в коллективе. Тем не менее, даже сегодня у обиженных работников есть возможность через специальную форму на сайте ведомства по труду и занятости направить он-лайн свое обращение, но только с обязательным указанием персональных данных (вплоть до индекса места жительства). И по информации Роструда в 2011-2012 годах к ним поступило по 10,7 тысяч таких обращений, большая часть из которых – это жалобы связанные с вопросами приема и увольнения, с задержками по выплате заработной платы, а также правильностью оплаты и нормирования труда. Таким образом, сейчас пока сложно сказать, чего будет больше от запуска данного сервиса – пользы или вреда. Скорее всего очень уж большое количество анонимных обращений будет направлено в ГИТ с необоснованными жалобами. Кстати, вот интересно, а если бы у работодателей была возможность обращаться в ГИТ на действия недобросовестных работников, сколько было бы обращений? Полагаю, что примерно столько же) А если бы еще работодателю дать возможность засекретить свои данные! Вал обращений – гарантирован! А если серьезно, то вероятно, определенные конфликты можно будет решить с помощью электронного инспектора, и даже провести своеобразный аудит своего предприятия на предмет соблюдения трудового законодательства и действительно подготовиться к встрече живого инспектора ГИТ. Однако даже сами специалисты по труду уверены, что электронный инспектор сможет помочь уменьшить количество недочетов только в том случае, если у самого работодателя возникнет ОГРОМНОЕ желание заняться этим вопросом. На мой взгляд, вряд ли электронный инспектор очень уж сильно поможет работодателю в решении вопросов с работниками, а вот дополнительных хлопот точно доставит не мало. Старт запуска его работы планируется Федеральной службой по труду и занятости на октябрь текущего года. Полное внедрение электронного инспектора планируется завершить до конца 2018 года. Фактически это означает, что сегодня КАЖДЫЙ работодатель стоит перед выбором: оставить все как есть, и надеясь на удачу, ждать, когда же «грянет гром» и инспектор ГИТ все-таки придет… А там уже как повезет! Либо подстраховаться и провести оценку состояния кадровой документации и ее соответствия современным требованиям трудового законодательства – кадровый экспресс-аудит. Тем более что такая возможность предоставляется работодателю БЕСПЛАТНО! По итогу такой проверки наш специалист устно представляет свое заключение: есть ли нарушения в ведении кадрового делопроизводства, оформлении трудовых отношений? в каком объеме они выявлены? требуется ли корректировка документов, а может быть даже их создание/восстановление? А дальше снова «мяч на вашей стороне»! Хотите избежать проблем с работниками и трудовой инспекцией в будущем? – Приходите. Мы исправим, создадим, восстановим Ваши кадровые документы. Вам остается только принять правильное решение! Звоните: 202-03-62, пишите: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Анна Лукина, руководитель Практики трудовых отношений |