Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. +7 (351) 202-03-62 |
Юридическая помощь работодателю
Вы управляете бизнесом, мы возьмем ответственность за ваши кадры на себя!
Новые правила трудовых проверок
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 01.09.2012 г. №875 г. «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» Правительство РФ своим Постановлением от 01.09.2012 г. №875 утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данный документ был официально опубликован 07.09.2012 года в Российской Газете – федеральный выпуск №5879 и с 15.09.2012 года уже вступил в силу. Остановимся на основных положениях документа. Надзор в сфере труда осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ТК РФ. Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года. Внеплановые проверки могут проводиться в случае: а) истечения срока исполнения работодателем выданного госинспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения; б) поступления в федеральную инспекцию труда:
в) если издан соответствующий приказ руководителя Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда (или его зама), например, на основании требования прокурора. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов. Государственные инспекторы труда имеют право, среди прочего, беспрепятственно посещать помещения работодателей, запрашивать информацию о них, изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, расследовать несчастные случаи на производстве. Кроме того, госинспектор имеет право отстранять от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если они не соответствуют обязательным требованиям. Наш комментарий: Данное Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (далее – Положение), фактически объединило в себе несколько документов, действовавших до сих пор в сфере надзора и контроля за исполнением требований трудового законодательства, а именно:
Право инспектора Государственной инспекции труда прийти в организацию неожиданно с целью осуществления контрольно-надзорных мероприятий, а также другие права и полномочия были предоставлены ему главой 57 ТК РФ и Конвенцией. А в связи с отсутствием нормативно-правового акта об особенностях организации и проведения проверок в сфере труда, при проведении контрольных мероприятий государственной инспекцией труда приходилось руководствоваться Законом №294-ФЗ. При этом данные нормативные акты нередко противоречили друг другу. Например, в соответствии с Законом №294-ФЗ инспектор труда не вправе проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. В то же время ТК РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст.360 ТК РФ). В Законе №294-ФЗ установлены ограничения по количеству проверок в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. В соответствии же со ст.16 Конвенции МОТ №81 предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений. Сейчас требования к проведению проверок объединили в один документ, что существенно облегчает для работодателя понимание правил проведения проверок, их возможные формы и порядок осуществления, а также права и полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор за соблюдением трудового законодательства. Большая часть содержащихся в Положении требований к проведению проверок государственными инспекторами труда взята из Закона №294-ФЗ. Например, согласно п.8 ст.9 Закона №294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Частью 1 ст.13 Закона №294-ФЗ установлено, что срок проведения каждой из проверок (документарных и выездных), предусмотренных ст.ст.11 и 12 Закона №294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых, так и для внеплановых проверок. Однако, в исключительных случаях, сроки проведения проверки могут быть иными. Так, иные сроки проведения проверки установлены только для плановых выездных проверок при соблюдении следующих условий:
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Данная информация, после ее утверждения, является открытой. Государственная инспекция труда на своем сайте также публикует перечень работодателей, подлежащих проверке в наступающем году и датах проведения данных контрольно-надзорных мероприятий. Любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеют возможность доступа к таким ежегодным планам проверок. А раз предупрежден, значит вооружен! Т.е. работодатель имеет возможность и время до даты предполагаемого визита государственного инспектора труда провести аудит кадровой документации и восстановить обязательные с точки зрения ТК, но недостающие кадровые документы. Обратите внимание: должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при осуществлении проверки обязаны сделать запись о проведенной проверке в специальном Журнале учета проверок юридического лица индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, а юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести такой Журнал (п.8 ст.16 Закона №294-ФЗ), оформленный в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В будущем, при необходимости оспаривания действий должностных лиц, реализующих контрольно-надзорные функции, данные Журнала учета проверок могут быть предъявлены в качестве доказательств в суде. Лукина Анна, |